Комплексное исследования состояния национальной политики Печать E-mail

Предложение по исследованию состояния национальной политики

Цель исследования: изучение актуального состояния национальной политики РФ

  • изучение существующих стереотипов, бытующих в общественном сознании жителей РФ относительно национальной политики, а так же вертикали государственной власти;
  • выявление особенностей в ценностях и нормах поведения граждан в разрезе национальной политики РФ в специфических группах населения (в том числе среди чиновников и политических деятелей);
  • выявление процессов, влияющих на изменение отношения к национальной политики России;
  • оценка состояния человеческого капитала, как результата национальной политики РФ
  • оценка потенциала протестных движений

Предложение носит модульный характер. Каждый модуль может быть рассмотрен, как самостоятельная исследовательская программа.

Модуль №1. Классическое комбинированное социологическое исследование. Опрос общественного мнения + фокус-группы

Задачи опроса общественного мнения - получение количественных оценок существующих в регионе установок, тенденций, предпочтений и т.д. относительно национальной политики и вертикали государственной власти.

Задачи фокус-групп - изучение мотивации политического поведения, причин появления и поддержания существующих тенденций оценки политический власти. А так же моделирование способов оптимизации ситуации.

Связку опрос+фокус-группы предлагаем провести в четырех регионах РФ, выбранных по согласованию с заказчиком. Выбранные для исследования регионы должны располагаться в разных частях страны, иметь различный социально-демографический и этнический состав населения. Что позволит сделать выводы в целом по РФ.

В каждом регионе предлагаем опросить 1 200 респондентов и провести 4 фокус-группы. Методология проведения опроса - стандартизованное программное интервью face-to-face, поквартирное исследование с заданным шагом работы итервьюера. Выборка - стратифицированная, бесповторная, репрезентативная для жителей города. Выборка построена на квотных ограничениях.

Итого общий объем исследования 4 800 респондентов и 16 фокус-групп.

Модуль №2. Экспертный опрос и глубинные интервью с жителями региона.

Цель – выявление скрытых тенденций в оценках национальной политики РФ и состояния системы государственной власти.

Количество экспертных интервью в регионе – 30

Количество глубинных интервью с жителями – 60

В качестве экспертов выступают представители органов государственной власти, муниципальных учреждений (школ, больниц и т.д.), бизнес региона, СМИ и т.д.

Респонденты для глубинного интервью подбираются по территориальному признаку (равномерно по районам региона) с учетом нормального распределения половозрастных характеристик.

Модуль №3. Оценка состояния человеческого капитала, как результата национальной политики РФ

Сбор комплексных данных о состоянии человеческого капитала в регионе: психофизиологические показатели, психологические, оценка экономических стратегий поведения.

Описание процедуры исследования:

Форма проведения исследования hall-тест. Выбор hall-тест обусловлен длительностью процедуры исследования каждого респондента (от 2,5 до 3,5 часов). Объем выборки для региона 600 респондентов.

Надежность, получаемых результатов, обеспечивается использование стандартизированных, лицензионных психологических методик. Методология экономико-социологического раздела данных сформирована таким образом, чтобы иметь возможность сопоставления собранной информации с доступными социологическими данными бюджетных обследований домохозяйств и ряда других общенациональных социологических обследований (для России – это РМЭЗ, НОБУС, «Мониторинг экономики образования»).

Подробнее описание методики дано в Приложении, пункт 2. (см. ниже)

Модуль №4. Мониторинг социальной стабильности региона.

Цель исследования: измерить психологическую готовность жителей конкретного населенного пункта/региона принять участие в социальных акциях протеста различной интенсивности (митинг, демонстрация, толпа и т.п.). Вероятность социальной дестабилизации усиливается тем, что ряд заинтересованных сторон готов организовать поведение нестабильной части населения в городе для достижения своих политических целей. Сочетание объективных причин (изменение ситуации) и субъективных интересов может привести к непредсказуемым последствиям. При этом стоит учитывать, что далеко не все существующие в обществе конфликты приводят к общественным беспорядкам. Наша задача - оценить, насколько значимы для населения те или иные конфликты и как поведут себя горожане при эскалации данного конфликта, то есть оцениваем степень готовности населения откликнуться на политические провокации.


Задачи исследования:

  • измерить реакцию населения на любые изменения условий их жизни,
  • объяснить конкретные причины нарушения социальной стабильности,
  • дать прогноз развития социальных конфликтов
  • предложить конкретные меры для стабилизации политической и социальной стабильности.

При этом мониторинг социальной стабильности городов и регионов позволит не только оценить картину в целом, но и вычленить наиболее проблемные зоны, а также определить сегмент населения, наиболее подверженный дестабилизирующему влиянию.


Методика содержит три блока вопросов,

  • Первый блок вопросов (социологический): выявление социально значимых проблем населения
  • Второй блок вопросов (психологический): оценка степени психологической готовности населения к участию в акциях протеста
  • Третий блок вопросов: изучение наиболее типичных стратегий поведения населения в разных социально-экономических конфликтах.

Три блока вопросов дополняют друг друга и дают объективную информацию, что не возможно получить исключительно социологическими методами исследования.

 

Технология проведения исследования в регионе:

Стандартизованное программное интервью face-to-face. Поквартирный опрос.

Выборка - стратифицированная, бесповторная, случайная на этапе отбора респондентов, репрезентативная для жителей города/региона. Выборка построена на квотных ограничениях, формирует выборочную совокупность, идентичную генеральной совокупности. Ограничивающие параметры выборки – половозрастные характеристики респондентов и место проживания.

 

Подробнее исследование описано в Приложении, пункт3.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Список возможных методов исследования:


Блок стартовых/базовых социологических исследований

Цель – анализ политических/электоральных ожиданий жителей региона и прогноз развития ситуации


Задачи:

1. Выявить специфику политических/электоральных ожиданий

  • дифференцированно по территории
  • дифференцированно по отдельным электоральным группам

2. Выявить отношение к ведущим политическим партиям / группам лоббирования / отдельным политическим лидерам.

  • описать ситуацию вокруг
  • выявить сильные и слабые стороны изучаемого объекта
  • оценить потенциал развития ситуации

3. Выявить основные факторы влияния на политическую среду и настроения населения.

  • социально-экономическое положение региона
  • политическая история
  • знаковые политические фигуры (в том числе авторитетные люди, бизнеструктуры, общественные организации, территориальные группы лоббирования и т.д.)

 

Название метода

Цель исследования

1.

Базовый опрос

Выявление социально-экономических особенностей территории. Оценка с точки зрения силы-слабости действующей власти и т.д.

 

2.

Опрос общественного мнения

(мониторинг)

Основная задача подобных исследований:

– определить изменения в политической ситуации

-дать рекомендации по корректировке ситуации.

- спрогнозировать развитие процессов

.

3.

Срезы по отдельным районам (350-500 человек)

Выявление специфики отдельных населенных пунктов и мониторинг изменений в политической ситуации по районам/регионам.

Используется как дополнительный метод исследования.

4.

Формирующий опрос

(от 5 000 человек)

Изменение общественного мнения по конкретным вопросам или в целом изменение отношения к политическому лидеру, партии и т.д. (нейтрализация или распространение слухов).

5.

Аналитическое кабинетное исследование: электоральная география и социально-политическая история региона

Такой анализ позволяет смоделировать возможные сценарии развития политических процессов на данной территории, дать прогнозы на результаты выборов, помогает лучше понять электоральные предпочтения.

Используется как дополнительный метод исследования.

 

6

Анализ печатных изданий

Получение дополнительной информации о проблематике региона и конфликтных точках. Оценка расстановки политических сил. Анализ деятельности конкурентов на предыдущих выборах.

Используется как дополнительный метод исследования.

 

7

Мониторинг СМИ в режиме реального времени

Отслеживание наиболее важных событий в регионе. Оценка деятельности конкурентов и PR-атак.

8

Систематизированный сбор информации с полевых структур

Система «обратной связи» с регионов. Внутренняя корректировка состояния системы (политической партии, общественной организации, агитаторов и т.д.) Отслеживание деятельности конкурентов. Полученная информация позволяет спрогнозировать дальнейшие действия конкурентов, что позволяет эффективно вести контрпропаганду.

Так же ведется сбор материалов для дальнейшей работы юристов.

Используется как дополнительный метод исследования.

 

9

Фокус-группы

-выявление ожиданий населения: специфические проблемы региона и наиболее оптимальные варианты их решения, образ идеального руководителя;

-тестирование печатной, аудио и видео продукции. В том числе выбор основной фотографии, «обкатка» слоганов, логотипов и т.д.

Используется как дополнительный метод исследования.

 

10

Экспертные интервью

Беседы с экспертами, со значимыми в регионе людьми позволяют определить расстановку политических сил. Используется как дополнительный метод исследования.

11

Глубинные интервью

Выявление глубинных мотивов политического поведения населения. Сбор/распространение слухов.



Исследование уровня развития Человеческого Капитала в регионе

Цель проекта - моделирование развития региона на основе объективных данных по состоянию человеческого капитала

 

Надежность, получаемых результатов, обеспечивается использование стандартизированных, лицензионных психологических методик. Методология экономико-социологического раздела данных сформирована таким образом, чтобы иметь возможность сопоставления собранной информации с доступными социологическими данными бюджетных обследований домохозяйств и ряда других общенациональных социологических обследований (для России – это РМЭЗ, НОБУС, «Мониторинг экономики образования»).

Задачи:

  • Сбор комплексных данных о состоянии человеческого капитала в регионе: психофизиологические показатели, психологические, оценка экономических стратегий поведения;

  • Сравнительный анализ с помощью математических моделей связей между полученными характеристиками человеческого капитала и социально-экономическими характеристиками соответствующего региона;

  • Оценка человеческого потенциала и разработка практических рекомендаций для общественного сектора и его партнеров по развитию человеческого капитала.

Ожидаемые результаты проекта: (1) Оценка факторов, влияющих на конкурентоспособность человеческого капитала в конкретной регионе; (2) Практические рекомендации по развитию человеческого капитала.

Описание процедуры исследования:

Форма проведения исследования hall-тест. Выбор hall-тест обусловлен длительностью процедуры исследования каждого респондента (от 2,5 до 3,5 часов). Объем выборки для региона 600 респондентов.

Социальная польза проекта: разработка рекомендаций, направленных на развитие человеческих ресурсов, включая их психологическую составляющую. Эти меры могут предполагать совместные усилия общественного сектора, гражданского общества и других институциональных партнеров по развитию социальной политики региона и преодолению последствий экономического и социального кризиса 2009 – 2010 гг.

Мониторинг социальной стабильности населения и моделирование политических конфликтов

Цель исследования: измерить психологическую готовность жителей конкретного населенного пункта/региона принять участие в социальных акциях протеста различной интенсивности (митинг, демонстрация, толпа и т.п.).

Вероятность социальной дестабилизации усиливается тем, что ряд заинтересованных сторон готов организовать поведение нестабильной части населения в городе для достижения своих политических целей. Сочетание объективных причин (изменение ситуации) и субъективных интересов может привести к непредсказуемым последствиям. При этом стоит учитывать, что далеко не все существующие в обществе конфликты приводят к общественным беспорядкам.

Задачи:

  • оценить, насколько значимы для населения те или иные конфликты и как поведут себя горожане при эскалации данного конфликта, то есть оцениваем степень готовности населения откликнуться на политические провокации. При проведении измерения уровня социальной стабильности точно определяется психологический тип участия в агрессивном поведении (по психопатическому, маниакальному, астеническому или иному типу реагирования). Данные, полученные в ходе исследования, позволяют избрать адекватный типу возбуждения способ снижения социальной агрессивности населения и оптимизации уровня социальной стабильности. Задачи исследования :

  • измерить реакцию населения на любые изменения условий их жизни, - объяснить конкретные причины нарушения социальной стабильности,

  • дать прогноз развития социальных конфликтов

  • предложить конкретные меры для стабилизации политической и социальной стабильности. При этом мониторинг социальной стабильности городов и регионов позволит не только оценить картину в целом, но и вычленить наиболее проблемные зоны, а также определить сегмент населения, наиболее подверженный дестабилизирующему влиянию.

Методика исследования

Измерение социальной стабильности проводится в форме опроса по специальной схеме с элементами психологического тестирования. Методика разработана на основании схемы социальной стабильности общества, предложенной проф., доктором психол.наук А.И.Юрьевым, основателем школы политической психологии в России. Методика применялась для обозначенных целей и задач в экстремальных ситуациях 1989, 1991, 1993 в разных регионах страны. А так же в последние исследования 2004, 2005 год по Санкт-Петербургу. В частности в феврале 2004 года в Санкт-Петербурге проведено исследование социальной стабильности в области межэтнических отношений: «Вероятность влияния межнациональных конфликтов на психолого-политическую стабильность в Санкт-Петербурге». Прогнозы, сделанные на основе данного исследования полностью подтвердились.

Технология проведения исследования в регионе: Стандартизованное программное интервью face-to-face. Выборка - стратифицированная, бесповторная, репрезентативная для жителей города. Выборка построена на квотных ограничениях.

 

Анализ результатов мониторинга социальной стабильности позволит:

  • Измерить изменения социальной стабильности города

  • Дать прогноз развития ситуации под влиянием тех или иных дестабилизирующих факторов (в том числе прогнозирование электоральной ситуации).

  • Смоделировать реакцию населения на новые экономические изменения и новые политические решения, смоделировать типичное поведение жителей в ситуации наличия социально-экономических конфликтов. По окончании исследования составляется отчет. Отчет представляет собой ответы на поставленные перед исследованием цели и задачи По результатам проведенного исследования возможны: - Рекомендации по развитию ситуации в городе/регионе, по тактике проведения политических решений.

  • Подготовка брифингов (круглых столов, конференций) с обсуждением полученных результатов исследования.


Методика позволяет не только разово замерить уровень социальной стабильности населения, но и проводить регулярные замеры в виде мониторинга социальной стабильности.

Психолингвистическая экспертиза политических текстов

Одна и та же мысль, высказанная по-разному, обладает разной силой воздействия на человека. То же самое можно отнести и к текстам. Одни тексты рождают эмоции и образы, другие меняют убеждения и цели. Не все сигналы, меняющие убеждение и поведение человека осознаются при прочтении текста. При этом нужно учитывать, что люди, воспринимающие информацию, так же отличаются друг от друга и сила суггестивного воздействия одного и того же текста может быть разной.

Психолингвистическая экспертиза текстов позволит выявить скрытые манипуляционные технологии, случайно или целенаправленно включенные текст. «Мишени текста» (фасадные и глубинные), а так же оценить внушающее воздействие текста на разные целевые аудитории, при ознакомления реципиентов с текстом в разных ситуациях. То есть оцениваются еще и внешние обстоятельства, сопутствующие появлению данного текста.

Кадровый аудит, в том числе партийный и организационный

5.1. Внутренний аудит человеческих ресурсов региональных отделений политических парий и общественных организаций, оценка эффективности и слаженности действий, потенциальные и реальные конфликты возможность использования ресурсов в новых политических условиях.
Результат работы - разработка программы оптимизации ситуации.

5.2. Классический кадровый аудит в компаниях. В том числе оценка отдельных персоналий и командной сплоченности. Оценка мотивационной составляющей, разработка материальных и нематериальных мер поощрения.

 

Книга

А.Шустов
«Секреты психологии чиновников»

КУПИТЬ КНИГУ
149 рублей
Тел. 8 (812) 927-43-76

Книгу можно приобрести в офисе компании или заказать доставку