Психолого-политические механизмы реализации власти в условиях глобализации. Социально-политические технологии. Печать E-mail

 

Психолого-политические механизмы реализации власти в условиях глобализации. Социально-политические технологии..

Введение

В последнее время глобализация, как новая форма политической власти, подвергается научной «экзекуции» и исследованию специалистами разных областей. Кафедра политической психологии СПбГУ одна из первых обратила внимание на психологические аспекты процесса глобализации, на то, каким образом глобализация воздействует на общественное и индивидуальное сознание, трансформирует его. В новых условиях человек сталкивается с необходимостью жить в едином глобальном мире, едином глобальном обществе с его правилами и законами. В отличие от рядового человека, субъект политики сталкивается с необходимостью учитывать специфику новой реальности и адаптировать ранее оправдывавшие себя механизмы власти на новые, более эффективные механизмы. Одним из таких современных психолого-политических механизмов реализации политической власти являются социально-политические технологии.

 

Используемые термины, основные понятия.

Психология власти, психолого-политические механизмы реализации власти, социально-политические технологии, глобализация, общественно-политические движения, общественное мнение, социальные и политические установки.

 

Психологические аспекты глобализации власти.

«Глобализация – это процесс таких объективных всемирных изменений в техноэкономической сфере, который приводит к модернизации субъективного социально-политического состояния общества и реконструкции морально-психологических свойств человека» (Юрьев А.И.).

Глобализация делает доступным огромный объем информации. В том числе, информации о нормах и возможных способах поведения, делает открытыми и доступными сведения о традициях управления в разных странах. Теперь человек получает возможность достаточно точного и критичного сравнения своей жизни с жизнью других людей в других странах. Как говорится, «лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным». Желание любого нормального человека «жить хорошо» трансформируется в желание жить так же, как и «во всем мире», то есть получить все разрекламированные блага глобального общества.

Вместе с «глобальными благами» мы подхватываем и ту систему управления, за счет которой данные блага были получены западными странами. Однако, единая общая для всех система демократического мироустройства (а именно о ней мы ведем речь) не будет равно эффективной для разных стран. Причина этому лежит в традициях и культурах этих стран, в психологии каждого конкретного общества, в национальных особенностях.

Модель личности как политически активной человеческой единицы, заинтересованной в участии в политическом процессе, в соблюдении традиционных для демократии прав и свобод, является подходящей, в основном, для западной цивилизации.

Кроме того, избыток информации, ее неограниченное количество сводит значимость такой информации к минимальному. Человек оказывается в ситуации искусственной информационной блокады. С одной стороны информация есть, а с другой – нет возможности детально проанализировать и оценить полученную информацию в силу ее чрезмерной избыточности.

Попадая в проблемную ситуацию, где нужно определить в короткие сроки, что дозволено делать, и что поощряется государством, а что запрещено, рядовому гражданину приходится в первую очередь полагаться на собственное мироощущение, на свои нравственно-моральные качества и на общественное мнение, а не на конкретные юридические знания. Человек действует в соответствии с уже существующими у него социальными и политическими установками.

По мнению некоторых исследователей современной демократии, человек есть существо противоречивое, опасное и лишь частично разумное. Поэтому демократия может иметь преимущество при наличии определенных предпосылок, политических установок таких как: готовность к индивидуальной свободе, социальной ответственности, способность уважать права других и закон. При этом, демократия может сочетаться с такими механизмами управления как жесткая вертикаль власти.

Подобные политические установки должны быть сформированы для эффективности реализации власти. Здесь могут быть использованы разные способы. Один из способов внедрения политических установок в общественное и индивидуальное сознание – использование специальных социально-политических технологий.

 

Социально-политические технологии как механизм реализации власти.

Социально-политические технологии – это новое понятие в политической психологии. Данное понятие является еще не до конца исследованным. Но уже сейчас можно говорить о понимании социально-политических технологий как разновидности социальных технологий с одной стороны, то есть технологий, предполагающих по механизму своей реализации включенность достаточно большого количества людей, больших и малых социальных групп. С другой стороны – это разновидность психолого-политического механизма влияния на общественное мнение.

Социально-политические технологии представляют собой искусственное явление.

Механизм работы социально-политических технологий связан с внедрением политических установок в процессе решения социальных задач, то есть это технология решения социальных проблем в целях выполнения политических задач. Именно в решении социальных задач заключается эффективность применения таких технологий.

Сама социально-политическая технология – это создание организационной структуры, выполняющей социально значимые задачи. Эти технологии выглядят как форма институционализации общественного движения. Такая организационная структура использует имеющиеся в обществе проблемы для того, чтобы сплотить вокруг себя как можно большее число единомышленников, заинтересованных в их решении.

В результате действия технологии создается общественное движение реформаторского толка, целью деятельности которого является общественная реформа. Источник создания социально-политической технологии – субъекты политики. Вследствие этого, выбираются для социального базиса не самые острые социальные проблемы или, по крайней мере, мягкие и легальные способы решения данных проблем. Поэтому социально-политические технологии не несут кардинальных изменений в жизнь общества. Выполнив одну из политических задач, социально-политическая технология может прекратить свою работу или безболезненно переключиться на следующую политическую задачу. Обычно образовавшееся движение имеет мягкие, сглаженные формы, предлагаемые общественные реформы мягки по своей форме и незначительны по своему содержанию. В большинстве случаев – это подтверждение прав на то, что и так есть в законодательстве, но не выполняется на практике.

Общественно-политические движения, сформированные вследствие применения социально-политических технологий, имеют большое число сторонников, но мало активных участников - в этом состоит важное отличие таких общественных движений от движений возникающих спонтанно, в ответ на социальную ситуацию.

Формируемое при воздействии социально-политических технологий общественное движение не нуждается в большом количестве активных участников - выполнение социальных задач берет на себя сама организационная структура. Сформированное общественное движение должно выступать в роли референтной группы для сторонников данного движения - именно это является условием достижения основной - политической цели применения социально-политической технологии.

При передаче политических установок действуют все законы психологии. Здесь важна социальная компетентность участников движения, важна степень их конформности, убеждаемости, внушаемости и т.д. Через вновь созданное общественно-политическое движение транслируются политические установки, которые воспринимаются, разделяются и поддерживаются группой сторонников движения. Сама политическая установка не может быть сформулирована в революционном или экстравагантном ключе, она должна быть адекватной. В дальнейшем транслируемые политические установки распространяются и закрепляются в общественном сознании, что обеспечивает осуществление политических целей.

Для запуска социально-политической технологии необходима подготовленная почва. Социально-политическая технология должна быть направлена на действительно актуальные социальные проблемы. Эффективность применения социально-политической технологии напрямую зависит от того, какое количество сторонников она сможет привлечь.

После выполнения политической функции – внедрение политической установки, социально-политическая технология перестает действовать, однако будучи созданной на почве реальной социально значимой проблемы общественное движение, после прекращения действия технологии, остается функционировать. Время функционирования общественного движения в автономном режиме может быть различным. Обычно непродолжительное время. Положительная роль социально-политических технологий для общества заключается в решении социальных проблем. Объем решенных вопросов может быть и незначительным, но он всегда есть.

 

Пример действия социально-политической технологии (СПТ). Психологическое исследование СПТ «Народный контроль».

В мае 2003г. в Санкт-Петербурге была задействована новая форма психолого-политических механизмов влияния на общественное мнение – социально-политическая технология. Зарегистрирована и начала действовать общественная организация «Народный контроль». Заявленная цель существования организации (социальная установка) – реальное улучшение жизни горожан, борьба с чиновничьим произволом в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Второстепенная цель (политическая установка) – участие в избирательной кампании.

Ниже приведены элементы психологического исследования эффективности действия социально-политической технологии «Народный контроль».

 

Гипотеза 1. Социально-политическая технология «Народный контроль» привела к формированию общественного движения.

Чтобы доказать, что применение социально-политической технологии «Народный контроль» действительно привело к формированию общественного движения, необходимо выделить фазы развития возникшего явления и сравнить их с фазами развития общественного движения.

За основу были взяты все сообщения в средствах массовой информации касающиеся деятельности Народного контроля и его представителей.

По материалам этих сообщений был составлен календарный план существования «Народного контроля» с выделением основных установок, в том виде, в каком они были представлены в СМИ.

На основе этого календарного плана был составлен график развития основных установок. На этом графике можно выделить периоды, соответствующие фазам существования общественного движения (зарождение, развитие, формализация, институционализация).

Наличие этих фаз, а также цели сформировавшегося движения позволяют сделать вывод о том, что при помощи социально-политической технологии «Народный контроль» было создано общественно-политическое движение.

1. Фаза зарождения общественного движения «Народный контроль».

Общественное движение Народный контроль имеет долгую историю. Само название Народный контроль является установкой и отражает с одной стороны - потребность контролировать власть, которая существует в общественном сознании, а с другой стороны - ситуацию, когда возможности повлиять на власть у граждан практически нет. Это хорошо видно на примере системы ЖКХ, которая, не справляясь со своими обязанностями, является монополистом неподконтрольным жителям. В результате в обществе возникает социальная напряженность, которая в сочетании с идеологическим осознанием ее как таковой, становится базой зарождения общественного движения.

Таким образом, описываемое движение возникло довольно давно: еще в советское время существовал Народный контроль, занимавшийся рассмотрением жалоб граждан.

2. Фаза развития общественного движения.

Форма существования движения - более или менее спорадические акции, которые могут многократно возникать и прекращаться в течение более или менее длительного времени, но могут быстро и необратимо пойти на убыль, затухнуть вместе с самим движением.

Люди присоединяются к движению по различным причинам - по убеждению, в надежде на материальные выгоды, их сочувствия. По мере своего развития общественное движение может многократно набирать популярность и вновь затихать, не добившись реализации своих целей. Движение «Народный контроль» на протяжении своего существования разрасталось и затихало, но никогда не исчезало полностью, поскольку основывалось на социально значимой проблеме, которая так и не была разрешена.

Общественные движения приводят к изменениям в обществе с самого начала своего зарождения, также и изменения в обществе все время влияют на него по принципу обратной связи, постоянно модифицируя развитие движения. В разное время движение выглядело и действовало по-разному, в зависимости от конкретной ситуации.

3. Формализация.

Следующая фаза существования общественного движения - формализация - создание организации, выдвижение лидеров, формулирования норм и ценностей движения.

С помощью социально-политической технологии организация общественного движения была создана искусственно. 23 мая 2003 года было объявлено о создании в городе некоммерческой организации «Народный контроль». Эта искусственно созданная организация быстро привлекла много сторонников, о чем можно судить по статистике обращений граждан в «Народный контроль» и динамике этих обращений. Это подтверждает факт существования общественного движения, которое было вновь возрождено с помощью социально-политической технологии.

4. Фаза институционализации.

После избрания В. Матвиенко губернатором Санкт-Петербурга, организация достигла своей основной цели и распалась, но движение не исчезло и может быть вновь возрождено, что видно из статистических данных продолжающихся обращений граждан.

Социально-политическая технология в процессе достижения политической цели, выполняла социальную цель, которая дополнялась также тем, что дала толчок развитию движения реформаторского толка, что в дальнейшем может привести к решению основной социальной проблемы, на фоне которой создавалось движение «народный контроль».

Цели общественного движения «Народный контроль» касались изменения отдельных сторон жизни общества - борьба с бюрократией, улучшение качества обслуживания граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства - что соответствует целям деятельности общественных движения реформаторского типа.

Таким образом, использование социально-политической технологии привело к созданию общественного движения реформаторского типа.

В процессе исследования были изучены психологические аспекты отношения к общественно-политическому движению «Народный контроль», определено место понятия народный контроль в системе общественно-политических понятий психосемантического пространства, посчитаны количественные показатели оценок по базовым шкалам –дескрипторам: оценка, активность, сила.

При психосемантической оценке общественно-политических понятий, в область позитивного восприятия попало только понятие «государства», а также шкала оценки «народного контроля», другие общественно-политические понятия («право», «общество», «выборы») воспринимаются отрицательно по шкалам оценка, активность, сила. То есть они воспринимаются как негативно окрашенные, не активные и не сильные.

Однако, по данным базовых дескрипторов понятие «народный контроль»попадает в единое психосемантическое поле «государство» - «общество» - «право» - «выборы».

В ходе исследования задавался вопрос о том, знают ли респонденты о существовании организации «Народный контроль», и если да, то как к ней относятся. Оценка народного контроля в выборке, имеющий нейтральное отношение к общественно-политическому движению «Народный контроль», хуже, чем по общей выборке. Это говорит о том, что само понятие народный контроль, наряду с другими общественно-политическими понятиями воспринимается негативно, слабым и не активным. Но, несмотря на негативную оценку самого понятия, по результатам работы общественного движения удалось изменить изначально негативное отношение к самому понятию.

 

Гипотеза 2. С помощью социально-политической технологии в общественное сознание успешно внедрялись политические установки.

Психологический процесс формирования общественного движения можно проследить по тому, как внедрялись в общественное сознание соответствующе социальные и политические установки.

Из материалов сообщений СМИ были выбраны формулировки, относящиеся к трем компонентам транслируемых установок - рациональному эмоциональному, и поведенческому. В качестве основных установок выступали: социальная установка - борьба с бюрократией в сфере ЖКХ, вслед за внедрением социальной установки в общественное сознание транслировалась другая, незаявленная, политическая установка - активизация политической активности граждан и поддержка на выборах губернатора Санкт-Петербурга В. Матвиенко. Негативное отношение к социальной установке в основном было связано с выборами. Пики положительного отношения к политической установке следуют за пиками положительного отношения к социальной установке, из чего следует, что внедрение политической установки действительно происходило на фоне выполнения социальной задачи.

Социально-политические технологии всегда позитивны для общества, т.к. социальные цели должны выполняться с тем, чтобы обеспечить продвижение в общественное сознание положительного отношения к внедряемым политическим установкам.

Социальные установки отличаются от установок на психофизическом уровне возможностью вербального выражения и эмоциональным компонентом. Психическая структура установки складывается из трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Но не все установки имеют развитые компоненты. Неполный объем установок является результатом отсутствия когнитивного или поведенческого компонентов, эмоциональный компонент присутствует в установках всегда.

Массовое политическое сознание как одна из составляющих общественного сознания представляет собой сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа индивидом или группой общественно-политической действительности. В общем виде политическое сознание представляет собой восприятие субъектом той части реальности, которая связана с политикой, с вопросами власти и подчинения, государства и его институтами.

Из всех средств воздействия на сознание самым действенным является общественное мнение. Общественное мнение можно определить как оценочное суждение больших общностей людей по значимым вопросам социальной жизни, затрагивающим их общие интересы. Оно выражает отношение к фактам, событиям социальной жизни. Основная функция общественного мнения - регулирование общественных отношений и поведения людей. Важное место занимает мнение по вопросам социально-политической жизни общества. На формирование общественного мнения большое влияние оказывает общественное сознание, особенно его политическая форма. Общественное мнение в свою очередь оказывает обратное активное влияние на реальные политические отношения и на общественное сознание.

 

Заключение.

Социально-политические технологии позволяют эффективно вести внутреннюю политику государства в процессе глобализации, создавая условия для максимально эффективной реализации власти. Можно не знать конкретных законов, но иметь представление о них, то представление, которое сформировано в общественном мнении в виде специально заданных политических и правовых установок. С помощью социально-политических технологий возможно не только создать установку на реализацию того или иного закона, но также сформировать потребность в нем. Более того, принимая участие в общественно-политическом движении, созданном посредством социально-политической технологии, человек становится убежденным в правоте своих действий. А убежденный человек готов убеждать и других. Поэтому в условиях информационной и правовой неопределенности, вызванной процессами глобальных изменений в мире, влияние социально-политических технологий становится все более значимым.

 

Резюме.

Социально-политические технологии - это новый психолого-политический механизм влияния на общественное мнение. Технология формирует общественное движение, которое способствует трансляции политической установки в общественное мнение посредством реализации социальной установки. Социально-политические технологии как механизм власти становится более эффективным в ходе процесса глобализации.

 

Список литературы.
1. Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии М., 1995
2. Бегунов Ю.К., Лукашев А.В., Пониделко А.В. 13 теорий демократии. СПб, 2002
3. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология М.,1996
4. Здравомыслова Е.А. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб, 1993
5. Иванов В.Н. Патрушев В.И. Галлиев Г.Т. Инновационные социальные технологии устойчивого развития. Уфа, 2003
6. Макаренко П.В. Социальные процессы и социальные движения. Воронеж, 1999
7. Макаренко П.В. Социальные технологии. Воронеж, 2002
8. Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания М., 1997
9. Юрьев А.И. Системные описания политической психологии. СПб, 1996
10. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности М., 1998

Бурикова И.С., Пушкина М.А.

 

Книга

А.Шустов
«Секреты психологии чиновников»

КУПИТЬ КНИГУ
149 рублей
Тел. 8 (812) 927-43-76

Книгу можно приобрести в офисе компании или заказать доставку