Социальные технологии - новое слово в избирательных кампаниях. Интервью. Печать E-mail

 

Социальные технологии - новое слово в избирательных кампаниях. Интервью.

 

Как Вы считаете, что является самым главным для успешного проведения избирательной кампании?

Достаточно провокационный вопрос. Можно выделить четыре основных фактора успешного проведения избирательной кампании. Это, во-первых, наличие финансовой поддержки, во-вторых, административный ресурс. В-третьих, кадровый потенциал и, в четвертых, достоверная информация. При этом, пожалуй, самые весомые факторы – это кадровый потенциал, то есть наличие профессиональной команды, которая предана делу и хорошо понимает друг друга. Без хорошей команды даже самые гипотетически успешные избирательные кампании, куда вкладываются огромные финансовые вливания и где задействованы колоссальные административные ресурсы, обречены на провал.

То же самое касается и достоверной информации, ведь если неправильно спрогнозировать ход избирательной кампании, можно потерять контроль над ситуацией и проиграть выборы. Существует огромное количество социологических методов оценки электоральной ситуации.

 

Но, ведь говорят, что социология - это не наука?

Конечно, если не умеешь ею пользоваться. Но если без шуток, то опросы общественного мнения, проведенные в условиях избирательной кампании, действительно нельзя называть социологическими опросами в чистом виде, так как слишком много условностей. Для того, чтобы грамотно, с учетом всех требований к социологическому исследованию, провести опрос, необходимы недели и даже месяцы кропотливой подготовки. Выверяется и тщательнейшим образом апробируется постановка каждого вопроса в анкете, разрабатывается сама форма анкеты и бланков для ответов. Четко формируется выборка, обучаются интервьюеры. В условиях избирательной кампании катастрофически не хватает времени. Ситуация меняется стремительно. При этом, если вы не успеваете отследить изменения электоральной ситуации, не успеваете правильно предугадать дальнейшее развитие событий и вовремя на них отреагировать, считайте, что вы проиграли. Другими словами, отслеживать обстановку крайне необходимо.

Для того, чтобы дать правильный прогноз на развитие электоральной ситуации, специалист в области опросов общественного мнения должен в первую очередь обладать отработанной технологией, которая учитывает все требования к валидному проведению исследования. Помимо отработанной технологии специалист должен обладать интуицией, основанной на предыдущем опыте проведения избирательных кампаний. Ведь без грамотной интерпретации данных, полученные цифры останутся мертвым грузом, которые ничем не могут помочь в прогнозировании развития электоральной ситуации.

 

Что Вы можете сказать о ситуации в Санкт—Петербурге перед выборами губернатора?

Сегодня, на выборах Губернатора Санкт-Петербурга сложилась довольно-таки интересная ситуация. С одной стороны, для всех, я подчеркиваю, что именно для всех: и для экспертов, и для сторонних наблюдателей, очевиден лидер избирательной гонки. Казалось бы, победа Валентины Матвиенко предопределена. Однако не все так просто.

В городе на сегодняшний день проводится мощная PR-кампания, направленная на создание негативного отношения к выборам. Активно пропагандируется кандидат «Против всех». Говорится о «безальтернативных» выборах. Создается сильный отрицательный рефрен для всей избирательной кампании губернатора города. Популярное настроение среди петербуржцев относительно предстоящих выборов губернатора излагается и в прессе, и на телевидении, да и в разговорах горожан следующим образом. «Я буду голосовать против Матвиенко, мои друзья и знакомые – также, а выиграет все равно она, потому что продавят».

При этом не называют, кто продавит, кому это нужно. А самое главное, есть ли сейчас среди кандидатов в губернаторы Петербурга реальная по своей известности, влиятельности и по своей масштабности фигура, способная на равных вести борьбу с нынешним лидером избирательной гонки? Нет. Нет такой фигуры.

 

Тогда чего добиваются противники Матвиенко?

Ответ лежит на поверхности. Задача минимум – не дать «человеку Путина» возглавить город. Кто победит на выборах, если не Матвиенко, уже не важно. И в этом таится огромная опасность для горожан, да и для Петербурга как такового. Кандидатов у нас много. Один краше другого. Людей, с которыми можно конструктивно вести диалог раз два и обчелся. Можно назвать 3-4 фамилии кандидатов, действительно заслуживающих уважения. Не все из них достигли того масштаба, чтобы управлять городом, но они по-крайней мере адекватны. С остальными же…. Разговаривать бессмысленно и бесполезно.

Но проблема заключается в том, что если выборы состоятся в два тура, то шансов на победу у Валентины Ивановны станет значительно меньше. Причем вне зависимости от того, кто будет с ней бороться за пост губернатора во втором туре. Уж очень велик процент протестного электората и людей, которые придут проголосовать не за нового губернатора, а лично против Матвиенко.

 

Так, как Вы считаете, кто является основным конкурентом для Матвиенко на выборах губернатора Санкт-Петербурга?

Самое страшное заключается в том, что не считая Матвиенко, остальные кандидаты по своим рейтингам настолько равны, что сейчас (а мы думаем, что ситуация вряд ли изменится) мы не можем точно предсказать, кто пройдет во второй тур. Нам представляется, что разрыв между вторым и третьим местом будет исчисляться в сотнях, а может быть в 2-3 тысячи людей, не более (а это очень небольшой отрыв). Таким образом, мы получаем «темную лошадку», неизвестного губернатора, и как с ним взаимодействовать, что он будет делать с городом – все это большая тайна не только для горожан, но и для экспертов, для политиков, а, самое удивительное, что и для самого этого кандидата. Он наверняка принял участие в выборах, чтобы себя показать, но не в коем случае не имея целью своей победить. Что будет делать такой человек, получив в свои руки реальные мощные рычаги управления городом? При этом, не имея даже представления о том, как это делается – посмотрите на список кандидатов и их трудовые навыки….

 

Как Вы считаете, чем отличаются губернаторские выборы Санкт-Петербурга от других избирательных кампаний?

2003 год уже сейчас можно назвать годом апробации новых избирательных технологий в Санкт-Петербурге. Самый яркий пример – это появление, новых социальных технологий. Что это значит? Известно, что власть наиболее восприимчива к просьбам простых людей в период избирательной кампании. Именно тогда жители вдруг превращаются в избирателей и могут реально, а главное, достаточно быстро найти общий язык с представителями власть имущих. Сначала, подход к избирателю строился на материальной помощи, на подарках и оказании всевозможных услуг (вспомните продуктовые наборы, которые как из рога изобилия выливались на горожан в период выборов). При использовании подобных способов агитации, кстати, совершенно верно запрещенных современным избирательным законодательством, избиратель воспринимается как «продажный» человек, отдающий свой голос, свое гражданское право участия в политической жизни кому-то за единовременную помощь.

«Социальные технологии» строятся на совершенно иной основе. Они являются действительным элементом электоральной борьбы за поддержку избирателей в просвещенном гражданском обществе. Социальные технологии не приносят подарки на дом избирателю, не заставляют его голосовать под угрозой – голосуй или проиграешь, не являются приказом к действию в поддержку определенного кандидата. Это совершенно самостоятельный и особый вид агитации, некая форма диалога с властью.

Социальной технологией можно назвать пионерскую и комсомольские организации, которые объединяли вокруг себя активную молодежь, это и всевозможные общественные объединения, которые созданы для реальной работы на благо горожанам. Социальная технология ничего не дарит, она дает возможность каждому почувствовать себя достойным уважения человеком, который сам, самостоятельно, может помочь себе улучшить свою жизнь, поднять уровень своей самооценки. Социальные технологии формируют ответственных граждан.

Подобные технологии должны существовать не только в период избирательной гонки. Подчеркнем, это не избирательные, а именно социальные технологии. Они должны сохраниться как элемент гражданского общества. И люди, которые создают подобные социальные технологии, прекрасно это понимают. Вопрос в другом, а будет ли возможность сохранить эту технологию по окончании выборов? Останутся ли те энтузиасты, которые сейчас занимаются внедрением данных технологий в жизнь города? Мы надеемся, что да. Но это во многом зависит и от мнения самих горожан, нужно ли это им. Если да – то как в Администрации города, так и в Законодательном собрании найдутся люди, готовые помочь и поддержать дальнейшее развитие этой социальной инициативы.

Современная модель социальной технологии, которая реально действует сейчас в Санкт-Петербурге – это "Народный контроль". Причем это достаточно разрушительная технология для конкурентов в избирательной борьбе, так как противопоставить ей практически нечего, ведь горожане получают реальную помощь. Единственный способ убить такую социальную технологию – это раздуть вокруг неё скандал, что и происходит в городе в настоящий момент. Стоит отметить, что «Народный контроль» оказался столь успешной технологией, что во многих регионах, как грибы стали расти подражатели «Народного контроля». И это радует.

 

Как Вы считаете, принесут ли такие «социальные технологии» пользу горожанам?

Однозначно, это полезная практика для города и горожан. Уже сейчас есть реальные решение острых проблем города. При этом, как мы надеемся, социальны технологии, появившиеся в условиях избирательной компании останутся и после проведения выборов. Так как это хороший способ со стороны властей контролировать настроение горожан, а самим избирателям, это дает возможность более активно участвовать в решении городских проблем.

Бурикова И.С., Пушкина М.А.

 

 

Книга

А.Шустов
«Секреты психологии чиновников»

КУПИТЬ КНИГУ
149 рублей
Тел. 8 (812) 927-43-76

Книгу можно приобрести в офисе компании или заказать доставку