Психология правосознания человека в условиях глобальных изменений Печать E-mail

 

Психология правосознания человека в условиях глобальных изменений.

 

Правосознание – это субъективное отражение объективной правовой реальности, включающее в себя понимание смысла, усвоение значений, эмоциональную оценку и способы применения правовых норм.

Проблема правогенеза – это проблема возникновения права, его происхождения и становления как специфического социального явления.

Право неразрывно связано с существованием человеческого общества, и, таким образом, условия возникновения права являются условиями социальными.

Причины возникновения, поддержания и передачи социального порядка раскрываются в теории институционализации. Любое действие, которое часто повторяется, становится образцом, осознается как образец, и может быть осуществлено в будущем тем же самым образом и с тем же практическим усилием. Институционализация имеет место везде, где осуществляется взаимная типизация опривыченных действий разными деятелями. Любая такая типизация есть институт. Институт контролирует человеческое поведение и устанавливает предопределенные его образцы.

Однако право, как и любое явление, имеет свою динамику. Возникнув на определенном историческом этапе, оно развивалось, изменялось, достигнув современного нам состояния, и продолжает эволюционировать. Изменения общественного устройства, окружающего нас мира, все те явления, что получили общее название «глобализация», неразрывно связаны с изменениями как в сознании человека, так и с изменениями в самом обществе.

Правовая культура – это исторически сложившаяся («В») система овеществленных и идеальных явлений в сфере действия права и их отражение в сознании и поведении людей. Правовая культура состоит в сложном и органичном единстве с остальными областями культуры, и в ее специфическом содержании обязательно проявляются черты и особенности, свойственные данной культуре в целом. В сферу изменений правовой культуры попадают исторические особенности отдельного государства, существующие в обществе правовые ритуалы, обычаи и традиции.

Правосознание – субъективное отражение объективной правовой действительности, заключенное в аффективной оценке правовой нормы, в мотивах и способах ее реализации, в восприятии и усвоении значений правовой нормы, а также в понимании ее смысла. Правосознание, будучи сферой общественного и индивидуального сознания, является энергетической характеристикой в системе правогенеза («Э»).

То есть в результате правопонимания аккумулируется вся информация о праве («И»), свойственная для конкретного типа правопонимания. Вследствие правопонимания, создается образ права, каким оно должно быть, и понимание того, каково право сейчас.

В результате правогенеза можно говорить об эффективности права. При осуществлении одновременных изменений во всех четырех компонентах правогенеза не происходит разрыва между содержанием правовой культуры, правосознания, толкованием права и правопониманием. Тогда право действует в обществе и является эффективным. Если же хоть один компонент правогенеза в своих изменениях отстает от остальных, то эффективность права резко снижается.

Вне общества право не существует.

Сейчас, на современном этапе развития общества, кроме перехода к рыночным отношениям и непосредственному правовому взаимодействию граждан между собой, существует еще дополнительный фактор изменения в общественном правовом сознании – фактор глобализации. Основной характеристикой данного глобализационного процесса, сказывающегося на изменении правосознания, является неравномерное, но неуклонное установление связей всех со всеми. Снижается потребность в управленческих конструкциях. Человек освобождается от государственной бюрократии, государство перенимает на себя в основном полицейские функции, по остальным вопросам человек волен сам принимать решения.

В условиях глобализации, правосознание человека стремительно развивается. Все меньше становится возможным ориентироваться на законодательную базу в силу ее огромного объема. Кроме законов собственной страны, которые существуют в огромном количестве и подразделяются на законы федеральные, региональные и местные, существуют международные договора, которые также во многом определяют законодательство. Одним словом, не всякий юрист может сразу сориентироваться в правовой ситуации, не говоря уже об обычных гражданах. При этом необходимость постоянно вступать в правоотношения очевидна. Одним из немногих решений данной проблемной ситуации является переход на другой уровень правосознания, на котором человек способен кроме знания законов (обыденное правосознание) предполагать, как нужно действовать, т.е. использует интуитивное право (моральное правосознание), или же смотрит, как поступают в подобных ситуациях другие (профессиональное правосознание), а также предлагает собственные варианты поведения, которым, в свою очередь, будут подражать другие граждане (догматическое правосознание).

Изменения в правосознании происходят одновременно с другими изменениями правогенеза, рассмотренными выше. Правосознание и правопонимание относятся к активным компонентам правогенеза, поэтому их влияние на реактивные компоненты – правовую культуру и толкование права сложно переоценить. Хотя оба эти компонента имеют свои собственные особенности и свое собственное содержание, однако, толкование права напрямую зависит от индивидуального типа правопонимания и конкретных профессиональных знаний о праве, а правовая культура включает в себя правовые обычаи и традиции, выработанные в соответствие с типом правопонимания и с уровнем общественного правосознания. Взаимосвязь же между типом правопонимания и уровнем правового сознания можно определить следующим образом:

Этатистский тип правопонимания, или юридический позитивизм, обозначает предпочтение письменных источников права. Право не существует вне государства. Правом является только то, что нашло свое место в законе. Именно подобную точку зрения отражает индивид на уровне обыденного правосознания. В правовом сознании существует знание о праве как о законе. В соответствие с этим знанием человек выстраивает свою линию поведения. Здесь можно говорить о власти и принуждении как об основных источниках изменения правового поведения человека.

Психологический тип правопонимания находится в тесной взаимосвязи с теорией нравственности. У каждого субъекта в сознании существуют две основные разновидности эмоций (теория Петражицкого): императивные – односторонние – переживание обязанности; и императивно-атрибутивные – двусторонние – переживание права одного человека всегда связано с переживанием обязанностей другим человеком. Здесь не обязательно знание конкретных норм, люди интуитивно «догадываются», как им себя необходимо вести. Эти знания существуют на уровне морального правосознания или «морального сознания» (Л.Колберг). На данном уровне правосознания основным источником изменения правового поведения является внушение и заражение.

Социологический тип правопонимания основан на уверенности в том, что главным критерием действия законов и норм права является их реализация в обществе. Различается право книжное, мертвое, не находящее применения в обществе и живое право, которое применяется в социуме. Право возникает раньше государства и не связано с письменными актами, оно может существовать в виде обычаев и традиций, однако основным критерием права является его действие. Уровень правосознания, соответствующий данному типу правопонимания, - это профессиональное правосознание. Т.е. правосознание тех людей, которые имеют реальное представление о действии права, о действии того или иного закона в обществе. Основным источником изменения правового поведения на данном уровне правосознания становится механизм убеждения и подражания. Только вследствие убежденности человек будет действовать тем или иным образом, применяя или не применяя правовую норму, а также вследствие подражания действиям других, которые уже реализовали эту норму на практике.

Естественно-правовой тип правопонимания связан с провозглашением независимости права от государства и с противопоставлением «плохого», несправедливого права, созданного конкретным государством, «хорошему», идеальному праву, существующему вне зависимости от общества и исторического времени, основывающегося только на принципах справедливости. Данный тип правопонимания связан с уровнем доктринального правосознания, на котором происходит не только оценка и реализация права, но, возможно, и более глубинное его толкование с помощью научных методов, а также формирование правовых норм, исходя из знаний о том, что есть справедливость, и какое именно право существовало испокон веков и должно быть сохранено в обществе. На данном уровне правосознания изменения могут происходить только вследствие использования информирования и доказательства как основных механизмов психологического воздействия.

В результате глобализации все более распространенным становится восприятие правовой ситуации на уровне обыденного и морального правового сознания. Большой объем законодательной базы и ее постоянная изменчивость приводит к тому, что не только люди без специального образования плохо ориентируются в действующем законодательстве, но и профессиональные юристы не всегда совпадают в правовой оценке той или иной ситуации. Отсюда желание следовать только букве закона, не вдаваясь в ее значение или смысл, а также стремление оценивать ситуацию с точки зрения морали и нравственности и руководствоваться моральным уровнем правосознания. Такой способ поведения не всегда является эффективным. Чем выше уровень правосознания, тем более правильным, объективным становится восприятие правовой действительности и умение функционировать в ней.

Бурикова И.С.

 

Книга

А.Шустов
«Секреты психологии чиновников»

КУПИТЬ КНИГУ
149 рублей
Тел. 8 (812) 927-43-76

Книгу можно приобрести в офисе компании или заказать доставку