Формирование человеческого капитала, как основа деятельности власти в эпоху глобализации. Печать E-mail

 

Формирование человеческого капитала, как основа деятельности власти в эпоху глобализации.

 

Глобальные изменения в мире создают значительные возможности для людей, у которых ранее не было доступа к ресурсам и знаниям. Однако очень часто люди не способны воспринимать открывшиеся новые возможности. Создается парадокс: есть новые технические достижения, есть новые современнее более прогрессивные и эффективные формы социальной жизни, но население конкретного региона не способно воспользоваться всеми этими благами. И это становится проблемой не конкретного человека, а региона, целой страны. Не секрет, что сейчас можно говорить о некой форме «человеческого дефолта» в регионах РФ. То есть регион не может развиваться, не могут строиться и работать наукоемкие производства и причина этого не в отсутствии материальных ресурсов, а в отсутствии человеческих резервов. В буквальном смысле слова людей нет, а то население, которое есть пока не готово работать в новых условиях глобального мира, когда сокращается время и пространства, а темп жизни увеличивается. Люди не выдерживают новых темпов жизни и вымирают. Причина такого бедственного положения дел в психологическом состоянии человеческого капитала в России.

Простыми механическими действиями изменить ситуацию к лучшему невозможно. То есть нельзя человека научить работать на новом наукоемком предприятии, дать ему больший объем знаний, приучить к новым социальным формам жизни, если психологически он не готов воспринять это. Конкурентоспособность России на мировой арене напрямую зависит от психологического состояния человеческого капитала. В эпоху глобализации на первое место выходит не умение власти управления природными ресурсами и территорией, а умение власти формировать и управлять человеческим капиталом.

Формирование человеческого капитала времен глобализации возможно только на основе единой концепции требований к качествам человека. А.И. Юрьевым на кафедре политической психологии СПбГУ была разработана концепция человеческого капитала. В основе концепции лежит метод системного подхода проф. В.А.Ганзена. Человеческий капитал обладает четырьмя базовыми психологическими способностями:

1) Жизнеспособность – способность человека воспроизводить себя, т.е. способность жить в неких оптимальных условиях и давать потомство. Эта способность соответствует природным свойствам и естественному смыслу жизни индивида – сохранению себя и потомства.

2) Работоспособность – способность человека выполнять определенную работу в необходимом количестве и с необходимым качеством. Работоспособность является свойством человека как субъекта деятельности, характеризует некую меру жизненной энергии человека.

3) Способность к инновациям – способность человека адаптироваться к нововведениям в различных сферах жизни. Это способность изменять свое сознание и поведение вслед за изменением внешних условий. Способность к инновациям – характеристика человека как личности, субъекта общественных отношений. Современный мир так стремительно меняется, что для многих людей становится проблемой адаптация к этим переменам. Ценности играют роль той основы, которая помогает человеку выжить, сохранить себя. И только очень немногие люди могут не только приспосабливаться к переменам, но и сами принимать участие в создании будущего мира. Это мы и называем способностью к обучению. В отличие от способности к инновациям, которая характеризует меру адаптивности человека к меняющимся условиям, способность к обучению – это способность самому изменять внешнюю среду.

4) Способность к обучению – свойство человека как индивидуальности, неповторимой своеобразной сущности. Эта способность связана с целями жизни, т.к. именно цель как осознанный образ предвосхищаемого будущего определяет нашу жизнь в настоящем. В философии под целью понимается идеально, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия. Определив некую цель и стремясь к ней, человек меняет себя и окружающий мир. Способность к обучению это и есть некий аналог способности ставить перед собой адекватные цели и достигать их.

По состоянию этих четырех способностей можно судить о состоянии человеческого капитала.

 

Санкт-Петербург стал одним из регионов РФ, где в 2006 году был проведено социально-психологическое исследование – «аудит человеческого капитала». Каждую способность человеческого капитала (жизнеспособность, работоспособность, способность к инновациям, способность к обучению) можно измерить с помощью набора существующих валидных психологических и психофизиологических методик.

Специально для целей данного исследования разработана единая методика тестирования психологических параметров и расчета интегральных показателей развития человека. Помимо традиционных бланковых опросников и методик на память и внимание используется устройство психофизиологического тестирования «Психофизиолог» (УПФТ «Психофизиолог»). Оно предназначено для автономного проведения индивидуального психофизиологического тестирования работоспособности и личностных особенностей человека. Используются лицензированные, проверенные методы исследования, которые включают в себя: методика вариационной кардиоинтервалометрии (ВКМ), оценка функционального состояния центральной нервной системы на основе простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), оценка уровня работоспособности на основе сложной зрительно моторной реакции (СЗМР), сложная зрительно-моторная реакция с выбором из двух альтернатив в три этапа (СЗМР-3), оценка психической нормативности на основе психодиагностической анкеты (ПДА), многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО), опросник «Девиантное поведение» (ДАП), шкала тревожности Спилбергера-Ханина, опросник «Самочувствие-Активность-Настроение» (САН), красно-черная таблица (методика Горбова на изучение внимания), тест на кратковременную и долговременную память (запоминание цифр и слов) и т.д. Всего 7 аппаратных и 4 бланковые методики.

Процедура проведения исследования: тип построения выборки – стратифицированная квотная выборка. Основания для квотирования выборки – пол, возраст, уровень дохода. Возрастной коридор для респондентов – 18-65 лет. Объем выборки – 300 респондентов. Предварительное тестирование методики измерения человеческого капитала показало, что выполнение методики одним респондентом занимает от 2,5 часов до 3 часов 50 минут. Поэтому было принято решение, что по форме проведения исследования это будет hall-тест. По заданной выборке респонденты приглашались в специально арендуемые помещения. Ежедневно формировались три группы испытуемых. Наполняемость групп от 10 до 20 человек. В ходе исследования заполнялся «Протокол проведения исследования», где фиксировались временны??е параметры исследования и результата исследования. С каждой группой постоянно работали два специалиста-психолога (сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета) и три профессиональных интервьюера.

Для общей оценки развития человеческого капитала в г. Санкт-Петербурге был разработан интегральный показатель человеческого капитала, объединяющий четыре вторичных индекса (жизнеспособности, работоспособности, способности к инновациям, способности к обучению), которые в свою очередь интегрируют от 6 до 14 первичных показателей:

1) Жизнеспособность: (1)Индекс уровня функционального состояния организма (ВКМ); (2)Индекс уровня частоты сердечных сокращений; (3)Индекс уровня вариативности сердечного ритма; (4)Индекс напряженности регуляторных систем по стресс-индексу; (5)Индекс баланса симпатического и парасимпатического отдела ВНС; (6)Индекс уровня кризисных состояний и аффективных расстройств; (7) Индекс уровня асоциальных и антисоциальных тенденций; (8)Индекс уровня психического здоровья; (9)Индекс уровня психосоматических расстройств; (10)Индекс уровня физического здоровья; (11)Индекс уровня сексуального здоровья; (12)Индекс уровня аддиктивного поведения; (13)Индекс уровня делинквентного поведения; (14)Индекс уровня суицидального поведения.

2) Работоспособность: (1)Индекс уровня активации ЦНС на основе времени реакции; (2)Индекс уровня сенсомоторных реакций; (3)Индекс уровня работоспособности на основе сложной зрительно-моторной реакции; (4)Индекс уровня самооценки самочувствия; (5)Индекс уровня самооценки активности; (6)Индекс уровня самооценки настроения;

3) Способность к инновации: (1)Индекс уровня социально-психологической адаптации; (2)Индекс уровня жизненных ценностей; (3)Индекс уровня нравственных ценностей; (4)Индекс уровня религиозности; (5)Индекс уровня психологических зависимостей; (6)Индекс уровня ситуативной тревожности; (7)Индекс уровня личностной тревожности

4) Способность к обучению: (1)Индекс уровня силы процессов возбуждения; (2)Индекс уровня стабильности реакций; (3)Индекс процессов внимания; (4)Индекс процессов памяти-1; (5) Индекс процессов памяти-2; (6)Индекс процессов памяти-3; (7)Индекс процессов памяти-4; (8)Индекс процессов памяти-5

 

Все значения первичных показателей переводились в индексы от 0 до 1, которые рассчитывались для каждого показателя отдельно. Вторичные индексы и интегральный показатель человеческого капитала рассчитывались как среднее арифметическое индексов более низкого порядка. Интегральные показатели жизнеспособности человеческого капитала в Санкт-Петербурге: 0,46. Работоспособности – 0,36. Способности к инновациям – 0,6. Способности к обучению – 0,39. Интегральный показатель человеческого капитала в Санкт-Петербурге , как среднеарифметическое четырех способностей равен 0,46. То есть ниже средних значений. Несмотря на общепринятые стереотипы в целом с Санкт-Петербурге наименьшие показатели человеческий капитал имеет по работоспособности и способности к обучению (то есть проблемы с целеполаганием). Ниже среднего показатели по жизнеспособности и высокие показатели, на основе которых можно в дальнейшем развивать человеческий капитал – это способность к адаптации.

 

Некоторые психологические особенности человеческого капитала, полученные в ходе исследования:

1. Слабые стороны, которые негативно влияют на качество человеческого капитала:

- Низкий уровень активации центральной нервной системы (ЦНС). Если говорить о человеке, то низкий уровень активации ЦНС – это свидетельство о сниженном функциональном состоянии человека, сниженной готовности к действиям. Другими словами, состояние населения г. Санкт-Петербурга имеет признаки переутомления. Еще одно подтверждение - ориентация на быстродействие выполнения любых тестовых заданий в ущерб качеству выполнения. Нестабильность и хаотичность реакций

- Вызывает беспокойство неадекватно завышенная самооценка физического состояния, активности и настроения. Элементы эйфории. Последствия неадекватного восприятия своего состояния – недооценка угроз, связанных с физическим состоянием организма, несоблюдение правил безопасности жизнедеятельности, режима труда и отдыха, питания и т.п.

- Потенциальные и реальные проблемы, связанные с физическим состоянием организма, в частности с сердечно-сосудистыми заболеваниями

- Сниженный уровень психического здоровья и присутствие суицидальных тенденций. Причем исследование показало, что население не находится в ситуации ярко переживаемого кризиса или психологического аффекта. То есть объективно кризиса нет. Низкий уровень психического здоровья - это пролонгированное состояние населения г. Санкт-Петербурга. Создается впечатление, что население находится в ситуации непрекращающегося психологического стресса, переходящего в дистресс

- Удовлетворительный уровень социально-психологической адаптации. То есть психологически население с трудом адаптируется к современным условиям изменений в мире и в стране. Средний и высокий уровень личностной тревожности

2. Сильные стороны, отталкиваясь от которых, можно восстановить жизнеспособность, работоспособность, способность к обучению человеческого капитала в Санкт-Петербурге:

- Высокий уровень жизненных и нравственных ценностей. Высокий уровень религиозности жителей г. Санкт-Петербурга. Низкий уровень асоциальных тенденций и делинквентного поведения (стоит напомнить, что это общие характеристики населения г. Санкт-Петербурга; в общем показателе нет дробления на подгруппы по возрасту, полу, социальному положению). Фактически население демонстрирует свой изначально позитивный настрой, хорошую основу для развития. С таким нравственным населением при наличии политической воли и четко сформулированных целей можно строить сильное современное государство

- Высокий уровень силы процессов возбуждения. Можно считать, что у населения потенциально есть достаточно высокая выносливость. При наличии поставленных целей - высокая целеустремленность.

 

Полученная в данном исследовании информации о психологическом состоянии человеческого капитала может быть основой для разработки программ по сохранению, воспроизводству и развитию человеческого капитала, как в Санкт-Петербурге, так и в стране в целом. Сейчас психологическое состояние человеческого капитала в Санкт-Петербурге далеко от идеала, это значит, что в ближайшем будущем Санкт-Петербург может стать неконкурентоспособным другим Европейским городам именно с точки зрения способности населения эффективно действовать в условиях глобализации. Необходимо проводить работу с населением по повышению психологической адаптации к окружающему миру, методами массовой психологической коррекции. Одна из задач такой работы – научить населения ставить перед собой цели, то есть обучить процессу целеполагание, или дать населению готовые цели. Достигать поставленные цели жители Санкт-Петербурга способны. Эти задачи могут быть решены только политическим путем.

Бурикова Инга Сергеевна,
кандидат психологических наук
старший преподаватель кафедры политической психологии СПбГУ

 

 

Книга

А.Шустов
«Секреты психологии чиновников»

КУПИТЬ КНИГУ
149 рублей
Тел. 8 (812) 927-43-76

Книгу можно приобрести в офисе компании или заказать доставку