Роль политических убеждений в ситуации до, после и во время политических выборов Печать E-mail

Роль политических убеждений в ситуации до, после и во время политических выборов.

Существует мнение, что избиратель, придя на участок для голосования, принимает решение в соответствии со своими политическими убеждениями, по крайней мере, не в пику им. Так же существует мнение, что политические убеждения человека являются относительно стабильными и редко изменяются. Более того, создается впечатление, что заявленные политические убеждения, как то: «Я – консерватор» или «Я – либерал», соответствуют действительным убеждениям консерватора или либерала. Нами было принято решение проверить эти предположения. Влияют ли политические убеждения на электоральное поведение и какова их роль в ситуации до, после и во время политических выборов?

В исследовании, проведенном в декабре 2003 г. принимали участие 165 человек старше 18 лет. Основным признаком отбора испытуемых было их постоянное проживание и прописка на территории 209 избирательного округа. Этот округ выбран в связи с тем, что именно в нем в период выборов в Государственную Думу РФ 2003 года наиболее жестким было противостояние между, так называемыми левыми (в лице Г. Селезнева) и правыми (в лице И. Хакамады) политическим силами. Соответственно именно в данном округе должны остро проявляться политические убеждения избирателей.

Исследование проводилось в два этапа. За два дня до выборов было опрошено 53,9% испытуемых, через два дня после выборов – 49, 7% испытуемых.

Теоретическим обоснованием данной работы послужили: труд Э. Ноэль-Нойман «Общественное мнение. Открытие спирали молчания», исследование ученых кафедры политической психологии СПбГУ Т.В. Анисимовой, И.С. Буриковой, М.А. Коноваловой, В.В. Матушкина, Н.О. Свешниковой, А.И. Юрьева «Политические партии и политики России как объекты классификации», а также ряд работ отечественных и зарубежных ученых.

В результате исследования авторы пришли к следующим выводам:
1. Обнаружена статистически достоверная разница в заявленных политических убеждениях до и после ситуации выборов.
2. Результаты П-теста расходятся с реальным электоральным поведением, то есть заявленные политические убеждения избирателей не соответствуют их электоральным предпочтениям.
3. Корреляционный анализ не выявил влияние политических убеждений на электоральную активность.
4. В результате интерпретации данных П-теста получено три выраженные политические позиции: 63,9% испытуемых занимают позицию модератора, 33,1% испытуемых придерживаются либертарианских убеждений, 3% испытуемых – левые либералы.

Полученные результаты можно объяснить следующим образом.
1. В соответствии с теорией Э. Ноэль-Нойман, различие реальных и заявленных политических убеждений у части электората объясняется влиянием общественного мнения в момент до и после дня голосования (эффект «спирали молчания»). Однако данное отличие в условиях современной России можно также объяснить и особенностью самих политических партий. В современной России нет достоверных различий между политическими партиями, все они являются по сути центристскими, а все политики - центристы. Нет четко заявленных позиций по многим вопросам, поэтому многие избиратели выбирают партии, опираясь не на заявленные политические убеждения, которые сходны у всех партий. Предложенная гипотеза о несоответствии заявленных до и после ситуации выборов политических убеждений реальным убеждениям подтверждается.
2. Мотивация электорального выбора состоит из эмоциональных, рациональных (к которым относятся политические убеждения) и оценочных элементов. Несмотря на то, что активная политическая позиция характерна не для всех, предполагается, что избиратели, отдавая предпочтение кандидату или партии, тем самым высказывают свои политические убеждения и поддерживают определенный политический курс. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что, принимая решение поддержать ту или иную партию или кандидата, избиратель ориентируется не столько на свои политические убеждения, сколько на другие факторы, например, личные симпатии, мнение близких родственников, коллег по работе, начальства, средства массовой информации и прочее. Таким образом, электоральный выбор во многом является результатом влияния иррациональных факторов.

Полученные авторами результаты являются лишь первым камнем, брошенным в огород политических убеждений в России. Что же такое политические убеждения и как они влияют на ход голосования (ведь должны влиять) – ответы на поставленные вопросы – вот цель последующих работ с более детальной проработкой возможностей влияния политических убеждений.

Алексеева О.В., Бурикова И.С., Конфисахор А.А.

 

 

Книга

А.Шустов
«Секреты психологии чиновников»

КУПИТЬ КНИГУ
149 рублей
Тел. 8 (812) 927-43-76

Книгу можно приобрести в офисе компании или заказать доставку