Формирование человеческого капитала, как основа деятельности власти в эпоху глобализации. Печать

 

Формирование человеческого капитала, как основа деятельности власти в эпоху глобализации.

 

Глобальные изменения в мире создают значительные возможности для людей, у которых ранее не было доступа к ресурсам и знаниям. Однако очень часто люди не способны воспринимать открывшиеся новые возможности. Создается парадокс: есть новые технические достижения, есть новые современнее более прогрессивные и эффективные формы социальной жизни, но население конкретного региона не способно воспользоваться всеми этими благами. И это становится проблемой не конкретного человека, а региона, целой страны. Не секрет, что сейчас можно говорить о некой форме «человеческого дефолта» в регионах РФ. То есть регион не может развиваться, не могут строиться и работать наукоемкие производства и причина этого не в отсутствии материальных ресурсов, а в отсутствии человеческих резервов. В буквальном смысле слова людей нет, а то население, которое есть пока не готово работать в новых условиях глобального мира, когда сокращается время и пространства, а темп жизни увеличивается. Люди не выдерживают новых темпов жизни и вымирают. Причина такого бедственного положения дел в психологическом состоянии человеческого капитала в России.

Простыми механическими действиями изменить ситуацию к лучшему невозможно. То есть нельзя человека научить работать на новом наукоемком предприятии, дать ему больший объем знаний, приучить к новым социальным формам жизни, если психологически он не готов воспринять это. Конкурентоспособность России на мировой арене напрямую зависит от психологического состояния человеческого капитала. В эпоху глобализации на первое место выходит не умение власти управления природными ресурсами и территорией, а умение власти формировать и управлять человеческим капиталом.

Формирование человеческого капитала времен глобализации возможно только на основе единой концепции требований к качествам человека. А.И. Юрьевым на кафедре политической психологии СПбГУ была разработана концепция человеческого капитала. В основе концепции лежит метод системного подхода проф. В.А.Ганзена. Человеческий капитал обладает четырьмя базовыми психологическими способностями:

1) Жизнеспособность – способность человека воспроизводить себя, т.е. способность жить в неких оптимальных условиях и давать потомство. Эта способность соответствует природным свойствам и естественному смыслу жизни индивида – сохранению себя и потомства.

2) Работоспособность – способность человека выполнять определенную работу в необходимом количестве и с необходимым качеством. Работоспособность является свойством человека как субъекта деятельности, характеризует некую меру жизненной энергии человека.

3) Способность к инновациям – способность человека адаптироваться к нововведениям в различных сферах жизни. Это способность изменять свое сознание и поведение вслед за изменением внешних условий. Способность к инновациям – характеристика человека как личности, субъекта общественных отношений. Современный мир так стремительно меняется, что для многих людей становится проблемой адаптация к этим переменам. Ценности играют роль той основы, которая помогает человеку выжить, сохранить себя. И только очень немногие люди могут не только приспосабливаться к переменам, но и сами принимать участие в создании будущего мира. Это мы и называем способностью к обучению. В отличие от способности к инновациям, которая характеризует меру адаптивности человека к меняющимся условиям, способность к обучению – это способность самому изменять внешнюю среду.

4) Способность к обучению – свойство человека как индивидуальности, неповторимой своеобразной сущности. Эта способность связана с целями жизни, т.к. именно цель как осознанный образ предвосхищаемого будущего определяет нашу жизнь в настоящем. В философии под целью понимается идеально, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия. Определив некую цель и стремясь к ней, человек меняет себя и окружающий мир. Способность к обучению это и есть некий аналог способности ставить перед собой адекватные цели и достигать их.

По состоянию этих четырех способностей можно судить о состоянии человеческого капитала.

 

Санкт-Петербург стал одним из регионов РФ, где в 2006 году был проведено социально-психологическое исследование – «аудит человеческого капитала». Каждую способность человеческого капитала (жизнеспособность, работоспособность, способность к инновациям, способность к обучению) можно измерить с помощью набора существующих валидных психологических и психофизиологических методик.

Специально для целей данного исследования разработана единая методика тестирования психологических параметров и расчета интегральных показателей развития человека. Помимо традиционных бланковых опросников и методик на память и внимание используется устройство психофизиологического тестирования «Психофизиолог» (УПФТ «Психофизиолог»). Оно предназначено для автономного проведения индивидуального психофизиологического тестирования работоспособности и личностных особенностей человека. Используются лицензированные, проверенные методы исследования, которые включают в себя: методика вариационной кардиоинтервалометрии (ВКМ), оценка функционального состояния центральной нервной системы на основе простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), оценка уровня работоспособности на основе сложной зрительно моторной реакции (СЗМР), сложная зрительно-моторная реакция с выбором из двух альтернатив в три этапа (СЗМР-3), оценка психической нормативности на основе психодиагностической анкеты (ПДА), многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО), опросник «Девиантное поведение» (ДАП), шкала тревожности Спилбергера-Ханина, опросник «Самочувствие-Активность-Настроение» (САН), красно-черная таблица (методика Горбова на изучение внимания), тест на кратковременную и долговременную память (запоминание цифр и слов) и т.д. Всего 7 аппаратных и 4 бланковые методики.

Процедура проведения исследования: тип построения выборки – стратифицированная квотная выборка. Основания для квотирования выборки – пол, возраст, уровень дохода. Возрастной коридор для респондентов – 18-65 лет. Объем выборки – 300 респондентов. Предварительное тестирование методики измерения человеческого капитала показало, что выполнение методики одним респондентом занимает от 2,5 часов до 3 часов 50 минут. Поэтому было принято решение, что по форме проведения исследования это будет hall-тест. По заданной выборке респонденты приглашались в специально арендуемые помещения. Ежедневно формировались три группы испытуемых. Наполняемость групп от 10 до 20 человек. В ходе исследования заполнялся «Протокол проведения исследования», где фиксировались временны??е параметры исследования и результата исследования. С каждой группой постоянно работали два специалиста-психолога (сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета) и три профессиональных интервьюера.

Для общей оценки развития человеческого капитала в г. Санкт-Петербурге был разработан интегральный показатель человеческого капитала, объединяющий четыре вторичных индекса (жизнеспособности, работоспособности, способности к инновациям, способности к обучению), которые в свою очередь интегрируют от 6 до 14 первичных показателей:

1) Жизнеспособность: (1)Индекс уровня функционального состояния организма (ВКМ); (2)Индекс уровня частоты сердечных сокращений; (3)Индекс уровня вариативности сердечного ритма; (4)Индекс напряженности регуляторных систем по стресс-индексу; (5)Индекс баланса симпатического и парасимпатического отдела ВНС; (6)Индекс уровня кризисных состояний и аффективных расстройств; (7) Индекс уровня асоциальных и антисоциальных тенденций; (8)Индекс уровня психического здоровья; (9)Индекс уровня психосоматических расстройств; (10)Индекс уровня физического здоровья; (11)Индекс уровня сексуального здоровья; (12)Индекс уровня аддиктивного поведения; (13)Индекс уровня делинквентного поведения; (14)Индекс уровня суицидального поведения.

2) Работоспособность: (1)Индекс уровня активации ЦНС на основе времени реакции; (2)Индекс уровня сенсомоторных реакций; (3)Индекс уровня работоспособности на основе сложной зрительно-моторной реакции; (4)Индекс уровня самооценки самочувствия; (5)Индекс уровня самооценки активности; (6)Индекс уровня самооценки настроения;

3) Способность к инновации: (1)Индекс уровня социально-психологической адаптации; (2)Индекс уровня жизненных ценностей; (3)Индекс уровня нравственных ценностей; (4)Индекс уровня религиозности; (5)Индекс уровня психологических зависимостей; (6)Индекс уровня ситуативной тревожности; (7)Индекс уровня личностной тревожности

4) Способность к обучению: (1)Индекс уровня силы процессов возбуждения; (2)Индекс уровня стабильности реакций; (3)Индекс процессов внимания; (4)Индекс процессов памяти-1; (5) Индекс процессов памяти-2; (6)Индекс процессов памяти-3; (7)Индекс процессов памяти-4; (8)Индекс процессов памяти-5

 

Все значения первичных показателей переводились в индексы от 0 до 1, которые рассчитывались для каждого показателя отдельно. Вторичные индексы и интегральный показатель человеческого капитала рассчитывались как среднее арифметическое индексов более низкого порядка. Интегральные показатели жизнеспособности человеческого капитала в Санкт-Петербурге: 0,46. Работоспособности – 0,36. Способности к инновациям – 0,6. Способности к обучению – 0,39. Интегральный показатель человеческого капитала в Санкт-Петербурге , как среднеарифметическое четырех способностей равен 0,46. То есть ниже средних значений. Несмотря на общепринятые стереотипы в целом с Санкт-Петербурге наименьшие показатели человеческий капитал имеет по работоспособности и способности к обучению (то есть проблемы с целеполаганием). Ниже среднего показатели по жизнеспособности и высокие показатели, на основе которых можно в дальнейшем развивать человеческий капитал – это способность к адаптации.

 

Некоторые психологические особенности человеческого капитала, полученные в ходе исследования:

1. Слабые стороны, которые негативно влияют на качество человеческого капитала:

- Низкий уровень активации центральной нервной системы (ЦНС). Если говорить о человеке, то низкий уровень активации ЦНС – это свидетельство о сниженном функциональном состоянии человека, сниженной готовности к действиям. Другими словами, состояние населения г. Санкт-Петербурга имеет признаки переутомления. Еще одно подтверждение - ориентация на быстродействие выполнения любых тестовых заданий в ущерб качеству выполнения. Нестабильность и хаотичность реакций

- Вызывает беспокойство неадекватно завышенная самооценка физического состояния, активности и настроения. Элементы эйфории. Последствия неадекватного восприятия своего состояния – недооценка угроз, связанных с физическим состоянием организма, несоблюдение правил безопасности жизнедеятельности, режима труда и отдыха, питания и т.п.

- Потенциальные и реальные проблемы, связанные с физическим состоянием организма, в частности с сердечно-сосудистыми заболеваниями

- Сниженный уровень психического здоровья и присутствие суицидальных тенденций. Причем исследование показало, что население не находится в ситуации ярко переживаемого кризиса или психологического аффекта. То есть объективно кризиса нет. Низкий уровень психического здоровья - это пролонгированное состояние населения г. Санкт-Петербурга. Создается впечатление, что население находится в ситуации непрекращающегося психологического стресса, переходящего в дистресс

- Удовлетворительный уровень социально-психологической адаптации. То есть психологически население с трудом адаптируется к современным условиям изменений в мире и в стране. Средний и высокий уровень личностной тревожности

2. Сильные стороны, отталкиваясь от которых, можно восстановить жизнеспособность, работоспособность, способность к обучению человеческого капитала в Санкт-Петербурге:

- Высокий уровень жизненных и нравственных ценностей. Высокий уровень религиозности жителей г. Санкт-Петербурга. Низкий уровень асоциальных тенденций и делинквентного поведения (стоит напомнить, что это общие характеристики населения г. Санкт-Петербурга; в общем показателе нет дробления на подгруппы по возрасту, полу, социальному положению). Фактически население демонстрирует свой изначально позитивный настрой, хорошую основу для развития. С таким нравственным населением при наличии политической воли и четко сформулированных целей можно строить сильное современное государство

- Высокий уровень силы процессов возбуждения. Можно считать, что у населения потенциально есть достаточно высокая выносливость. При наличии поставленных целей - высокая целеустремленность.

 

Полученная в данном исследовании информации о психологическом состоянии человеческого капитала может быть основой для разработки программ по сохранению, воспроизводству и развитию человеческого капитала, как в Санкт-Петербурге, так и в стране в целом. Сейчас психологическое состояние человеческого капитала в Санкт-Петербурге далеко от идеала, это значит, что в ближайшем будущем Санкт-Петербург может стать неконкурентоспособным другим Европейским городам именно с точки зрения способности населения эффективно действовать в условиях глобализации. Необходимо проводить работу с населением по повышению психологической адаптации к окружающему миру, методами массовой психологической коррекции. Одна из задач такой работы – научить населения ставить перед собой цели, то есть обучить процессу целеполагание, или дать населению готовые цели. Достигать поставленные цели жители Санкт-Петербурга способны. Эти задачи могут быть решены только политическим путем.

Бурикова Инга Сергеевна,
кандидат психологических наук
старший преподаватель кафедры политической психологии СПбГУ